Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество переживает сложный этап своего развития: расширяется информационное пространство, растут масштабы культурного и экономического взаимодействия между странами, что требует принятия людьми различных точек зрения и умения договариваться. Это обуславливает воспитание толерантности у различных слоев населения, в том числе и у учащихся. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является формирование толерантного поведения у подрастающего поколения.
Психологи и педагоги отмечают, что подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения. Опасную тенденцию несёт увеличение количества молодёжных неформальных объединений экстремистской направленности.
Формирование межэтнической толерантности и развитие толерантного сознания в современном обществе возможно осуществить, благодаря системе образования и воспитания. Развитие такого нравственного качества, как межэтническая толерантность, является необходимым условием развития гармоничной личности в современном поликультурном и образовательном пространстве. При этом обучение межкультурному диалогу должно быть заложено в современной системе образования.
Знакомство с особенностями разных религий и культур, а также знание этики и этикета является важнейшей чертой современного человека, его мировоззрения.
Толерантность, таким образом, становится фактором, необходимость которого чрезвычайно важна в современной общественной жизни.
Многонациональность - важнейшая составляющая Российского общества. Без учета этой объективной реальности невозможно сохранение и развитие российской государственности. Эта данность имеет принципиальное значение для российской системы образования, одним из основополагающих общекультурных компонентов, которым является поликультурный подход к организации образовательного процесса.
В Российской Федерации насчитывается более 190 национальностей. Каждая народность имеет свою историю, культуру, обычаи, традиции. Общеобразовательные школы это тот государственно-общественный институт в культурном образовательном пространстве, в котором обучаются представители разных национальных культур. Именно здесь особое значение должно придаваться воспитанию толерантности и уважения к культурным ценностям разных народов.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – процесс формирования толерантности у обучающихся с помощью классных часов.
Цель – изучить теоретический аспект и методические основы формирования толерантности школьников через ознакомления с традициями народов на классных часах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить феномен толерантности в психолого-педагогической литературе;
• Рассмотреть традиции народной культуры как фактор формирования толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Проанализировать практические аспекты развития толерантности через изучение традиций народов с помощью классных часов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности у подрастающего поколения
1.1. Феномен толерантности в психолого-педагогической литературе
В преамбуле к Конституции Российской Федерации отражены основные идеи государственности и толерантного существования: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации» [6]. Эти идеи, на которых основана Конституция РФ, являются сегодня самыми актуальными и злободневными в современном российском обществе, так как мы зачастую сталкиваемся с проявлениями национализма в межэтнических отношениях, вандализма по отношению к памятникам исторического и культурного прошлого страны.
Для развития современной России является необходимым: сохранение культурного единства и государственности, учитывая исторически сложившиеся черты многонациональности и многоконфессиональности [13].
В. В. Путин отметил, что Россия «не раз доказывала свою способность к развитию, обновлению. Эта постоянная устремлённость в будущее, сплав традиций и ценностей обеспечили преемственность нашей тысячелетней истории» [12]. И главное «чудо заключается в том, что на этом долгом тысячелетнем пути мы с вами не утратили самое главное, чем мы дорожим, – мы не утратили наши языки, культуру и наши традиции.
И приезжая с разных уголков России, видим, что мы все очень разные. Но только тогда, когда мы вместе, мы – Россия», – обратился к собравшимся на праздник в Саранске Президент России В. В. Путин [13].
К сожалению, в последнее время, прикрываясь лозунгом демократии и свободы, активизировались разные националистические группы. Они мелькают и в «митингах, и ведут работу в интернете, и в подростковых клубах, в студенческих сообществах, выступают с лозунгами то русского, то татарского, то кавказского, то какого-то другого регионального национализма. Все они провоцируют сепаратистские разъединительные тенденции в нашей стране. Необходимо остановить эти опасные тенденции. Мы вместе должны добиться того, чтобы одним из ключевых понятий в жизни нашего общества стала толерантность», – поставил задачу глава государства российского ещё в 2012 году.
Игнорировать любые негативные тенденции в области межнациональных отношений слишком опасно. В. В. Путин потребовал начать рассматривать их на муниципальном уровне, чтобы предотвращать конфликты в самом их зарождении. «Зачастую в основе возникающих конфликтов на этнической, казалось бы, почве лежит совсем другое, лежит недоверие граждан к органам власти и управления. Известные события в Кондопоге, Сагре, на Манежной площади в Москве стали проявлением бездействия правоохранительных органов и безответственности чиновников. Коррупция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность обеспечить справедливость, защитить интересы людей становятся базой для межнациональных столкновений, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан по конкретным фактам несправедливости к формам межэтнического конфликта», – подчеркнул В. В. Путин [13]. «Главную роль русского народа и русского языка под сомнение никто не ставит. При этом ни вера, ни национальность не должны разделять народы России и ущемлять кого-то в правах» [13].
В научной литературе понятие «толерантность» рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к доминированию одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, взаимного уважения и равенства.
В философской энциклопедии указывается, что это слово имеет латинское происхождение: tolerantia – «терпение» – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Исходя из этого, межэтническая толерантность сегодня рассматривается как терпимость к людям других этносов, имеющим свои национальные духовно-нравственные традиции [16, с. 378].
При этом нельзя отрицать или игнорировать продолжающийся процесс глобализации, в который вовлечены многие сферы общественной жизни, прежде всего экономика, политика и культура.
Проблема толерантности связана с глобальными изменениями, происходящими в современном мире и затрагивающими этническую и религиозную сферы [11].
Сегодня термин «толерантность» изучается различными науками: философией, социологией, психологией, педагогикой. Его сущность раскрыта в документе ООН «Декларации принципов терпимости» (1995 г.), где подчеркивается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [5].
В переводе с латинского tolerania означает терпение. Среди ученых, исследующих проблему толерантности (А.Г. Асмолов, Г.В. Безюлева, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский, М.П. Мчедлов, Г.У. Солдатова, В.А. Тишков, Г.М. Шеламова и др.), нет единой точки зрения на данный термин. Анализ научных источников показал, что чаще всего его соотносят с терпимостью по отношению к другим людям, уважение их прав, отказ от насильственных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.- М.: Вербум,2003
2. Брейтман, А. С. Киноискусство России: опыт позитивной антропологии / А. С. Брейтман. – М.: ИнфраМ, 2018. – 185 с.
3. Вачков, И. В. Модели формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ у их сверстников / И. В. Вачков // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы междунар. науч.- практ. конф. (20-22 июня 2011, Москва). – М.: МГППУ, 2011. – С. 155-157
4. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. – М.: МИРОС, 2002. – 296 с.
5. Декларация принципов терпимости. – Париж, 1995. – С. 7–9.
6. Конституция Российской Федерации: прин. всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7. – 21 янв.
7. Котельникова, Р. А. Формирование толерантности школьников в свете деятельностного и аксиологопедагогического подходов [Электронный ресурс] / Р. А. Котельникова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17822
8. Лаптева, Т.Л. Организация групповой работы на уроках / Т.Л. Лаптева// МКОУ «Большечаусовская ООШ» статья в журнале – научная статья. - 2016. - № 11 - 253-255 с.
9. Лопухова, Ю. В. Аксиолого-педагогический подход к воспитанию студентов в вузе: автореф. дис. … д-ра педагогических наук / Лопухова Юлия Викторовна. – Самара, 2013. – 46 с.
10. На пути к толерантному сознанию/Отв. Ред.А.Г. Асмолов.- М.: Смысл,2000
11. Назарова М. Г., Масальская Е. А. Современная Россия и идеи глобализации // Вестник Владимирского юридического института. – 2007. – № 3. – С. 137–139
12. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. – 2018. – 1 марта
13. Путин В. В. О толерантности на празднике в Саранске 24 августа 2012 года. – URL: http://www. vesti.ru/doc.html?cid=7&id=888571
14. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно – методическое пособие.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2003
15. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 95 с.
16. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева, Л. Ф. Ильичева. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
17. Шураев, В. Н. Педагогика ненасилия как технология сопровождения самопознания и саморазвития школьников [Электронный ресурс] / В. Н. Шураев // Актуальные проблемы педагогических исследований. VII Аспирантские чтения: сборник науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т имени М. Танка. – Минск, 2008. – С. 179-181. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/15580